Программа кружковой работы обучающихся основана на трёх направлениях: вокально-хоровая работа, обучение игре на детских шумовых инструментах и обучение сольному пению. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации кружковой работы учащихся.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Музыка для ребёнка – это источник положительных эмоций, радости, жизнелюбия и добра. Ещё в глубокой древности, музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки – трещётки, погремушки, жужжалки и т. д. Они развивали у детей рефлекторную реакцию, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к творчеству. Красота, самобытность и доступность этих игрушек помогали войти ребёнку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии. Ребёнок играет, поёт, танцует, шалит. Это своеобразные проявления творчества, соответствующие уровню развития ребёнка. Чем раньше ребёнок начинает « творить », тем быстрее у него сформируется способность к самовыражению и к самостоятельным действиям.
Русские народные шумовые инструменты привлекательны, обучение игре на них легко и доступно для детей младшего школьного возраста.
Актуальность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Цели программы.
Формирование и развитие творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста, выявление и поддержка талантливых учащихся посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Развитие у школьников индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение еѐ к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе, и включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.
Задачи программы.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-воспитывать интерес к вокальному искусству;
-научить детей правильно и выразительно петь (естественным голосом, без напряжения);
-развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
-развивать умение различать звуки по высоте.
-развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию;
-научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
-обучить основам музыкальной культуры;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру;
-создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта.